Регистратура:
+375 (1646) 6-76-12,
+375 (1646) 6-21-33
Регистратура
женской консультации:

+375 (1646) 6-95-66
Регистратура
педиатрического отделения поликлиники:

+375 (1646) 6-74-11
Приемное отделение:
+375 (1646) 6-77-38

Приемная главного врача:
8:00-17:00
+375 (1646) 6-76-83
Отдел кадров
+375 (1646) 6-29-48

e-mail: rtmognc@brest.by

Для получения ситуационной
помощи инвалидам
различных категорий:

+375 (1646) 6-76-12

Всемирный день распространения информации об аутизме

2 апреля

038Аутизм  - это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом. В целях привлечения внимания к проблеме аутизма у детей  Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Во всём мире 2 апреля названо Днём информирования о проблеме аутизма.

Что такое аутизм?

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Симптомы аутизма.

Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени:

  • Нарушение социального поведения
  • Нарушение коммуникации
  • Стереотипное поведение

Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)

  • Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза
  • Скудная мимика, часто не адекватная ситуации
  • Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным.
  • Жесты используются лишь для обозначения нужд

Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Ребенок с аутизмом применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Ребенок с аутизмом не обладает такими способностями.

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества.

Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, он не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд

Раньше считалось, что дети с аутизмом вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Ребенок с аутизмом начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их и третьем лице (Саша хочет пить).

При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. 
Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить? 
Ребенок отвечает: Ты хочешь пить? 
Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации. Отсутствует реакция на собственное имя.

Дети с аутизмом не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

Дети с аутизмом чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке (хлопанье в ладоши, щелканье пальцами, покачивание головой и другие однообразные движения).

В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

 

Ранние проявления аутизма у детей

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Памятка для родителей

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

  • Предложите помощь
  • Постарайтесь подбодрить родителей
  • Уберите все опасные предметы рядом с ребенком
  • Сохраняйте спокойствие
  • Дайте родителям понять, что вы все понимаете
  • Проявите заботу и понимание
  • Не думайте, что ребенок обязательно избалован
  • Не критикуйте ребенка
  • Не критикуйте родителей
  • Не смотрите пристально, это очень грубо
  • Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку
  • Не говорите родителям обидные слова

Принципы воспитания ребенка с аутизмом:

Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.

Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у ребенка и заставляют еще глубже «уходить в себя».

Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

Этапы лечения аутизма

Формирование навыков, необходимых для обучения

  • если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его.
  • если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
  • обучение подражанию и наблюдению
  • обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • обучение эмоциональному контакту

Поведенческая терапия аутизма

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом, появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Логопедические занятия

Почти все дети с аутизмом имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедом позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания

Основная проблема детей с аутизмом – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.

Напоследок хотелось бы сказать несколько слов родителям. Не забывайте, что ваш ребенок — особенный. Он не плохой, он просто не такой, как остальные. И он, как никто иной, нуждается в вашей поддержке и понимании. Любите его и показывайте свою любовь. Хвалите за наименьший успех и не демонстрируйте недовольства в случае неудачи. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и готовность прийти на помощь в любой момент: это не даст ему еще больше замкнуться в себе. Не забывайте, что лечение аутизма — очень сложный процесс, требующий комплексного подхода, вашего терпения, внимания и любви. Если вы будете настроены на позитивный исход, то так оно и будет. Сил вам и здоровья вашему малышу!

Пособие для родителей, семей и друзей.

 

Врач психиатр-нарколог   Кондратович Елена Николаевна

Мы на карте